Эта история случилась очень давно, в далеком 1991 году.
Жили-были 4 русских инженера. Они были серьезные люди – работали в очень крупном государственном учреждении, проектировали автоматизированные системы управления реального времени, специализированные операционные системы и базы данных. А на досуге занимались проблемами защиты информации. И все в их жизни было ясно и спокойно.

1Но вот однажды к ним в руки совершенно случайно попала смарт-карта, и с этого момента наши инженеры лишились покоя. Это была любовь с первого взгляда.
Первой смарт-картой в их жизни стала карта M16K фирмы Schlumberger, потом были Bull и DataCard. Инженеры были люди увлекающиеся, они оставили карьеру на государственной службе и создали свою компанию, которую назвали СКАНТЕК. Вскоре СКАНТЕК создал первое в России устройство для работы со смарт-картами – SCAT. Но для дальнейшего развития молодой компании необходимо было найти хорошего партнера. Но никто – ни Schlumberger, ни Bull, ни DataCard не верили, что в России, где могут существовать только медведи и ракеты, в ближайшее время найдется достойное место такой изящной вещице, как смарт-карта.

Инженеры потеряли аппетит, стали плохо спать. Жизнь потерла для них смысл. И тут судьба сжалилась над нами и послала им одного человека. Этот человек сказал: «Ребята, пора заняться делом! Я знаю хорошее место, где Вас поймут». Этого человека звали Ян Лазенек, а “хорошее место” называлось Gemplus. Gemplus поверил в нас, мы поверили Gemplus, и ни разу об этом не пожалели (надеемся, что Gemplus тоже…).
Так маленькая компания СКАНТЕК стала VAR-ом компании Gemplus в большой стране России. Со временем Gemplus стал Gemalto путем слияния двух компаний Axalto и Gemplus, но наше успешное партнерство продолжается и до сих пор.

Наши первые решения с использованием смарт-карт мы создали, конечно, в области хорошо знакомой нам компьютерной безопасности. Основными потребителями высокотехнологичных решения в то время были молодые российские коммерческие банки.
img009 (2)Таким образом мы очутились в банковском секторе, и вскоре пришло понимание, в каком направлении следует идти дальше. Начал формироваться рынок платежных систем. Возможно, сейчас это уже кажется невероятным, но в конце 80-х годов ХХ века в России, с населением в 160 млн. человек, было выпущено всего несколько сотен кредитных карт. И в этом было наше преимущество – отсутствие вложений в традиционную инфраструктуру карт с полосой, плохое состояние каналов связи – все это делало возможным сразу перейти к более прогрессивным платежным решениям на смарт-картах.

97193579Переходя от систем безопасности к платежным решениям для банков (banking smart payment card application) мы хорошо представляли себе всю ответственность и сложность новой задачи. Четырем инженерам, даже таким замечательным как мы, было не справиться. И мы пригласили в СКАНТЕК своих коллег по старой работе. Так СКАНТЕК перестал быть маленькой компанией. Детство закончилось. Мы стали взрослыми и приступили к большой серьезной работе.
Каких решений ждали развивающиеся российские банки для платежных систем?

  • невысокая начальная и эксплуатационная стоимость,
  • независимость от состояния каналов связи (работа в режиме off-line),
  • использование технологии “преавторизованный дебет”,
  • высокая защита от мошенничества,
  • простота обслуживания системы,
  • гибкость системы – возможность реализации различных финансовых схем и платежных программ.

Свой проект мы назвали скромно – SmartPay.

Первый пилот был запущен в 1993 году в Московском банке реконструкции и развития. В качестве платежной карты была выбрана недорогая карта GPM896, имевшая в то время наилучшее соотношение показателей стоимость/защищенность. Каждая платежная карта содержала один кошелек, защищенный от несанкционированного доступа секретным кодом. В течение 1993-94 было реализовано 12 проектов, из которых 11 – с российским банками и компаниями, а один – в Узбекской национальной авиакомпании (первая в Узбекистане система с использованием смарт-карт).

23Это был успех. Но он не вскружил нам голову. Мы прекрасно понимали, что рынок платежных систем очень динамичный, и нельзя стоять на месте – надо постоянно совершенствовать свои решения.
Дальнейшее развитие системы шло следующими направлениям:

  • создание многоэмитентной системы,
  • создание на карте дополнительных кошельков,
  • реализация принципа многовалютности,
  • расширение функциональности системы без ущерба безопасности.

Очевидно, что карта GPM896 не позволяла реализовать все эти возможности. И мы перешли на карту PCOS. Это произошло в 1995 году. Наши новые решения заинтересовали как крупные российские банки, входящие в первую десятку, так и молодые, но быстрорастущие банки. Количество наших заказчиков росло с каждым годом, и на тот момент у нас было уже более 40 внедрений, общее количество карт приближалось к 700 000. Изменился и масштаб проектов.

Вот несколько примеров.

  1. Республика Башкортостан – республиканская платежная система. Выбор технологии утвержден Указом президента республики. В системе действуют 4 процессинговых центра, в декабре 1999 года прошла миллионная транзакция.
  2. Межрегиональная система банка Российский Кредит. Банк имел 78 филиалов, инфраструктура системы охватывала практически всю территорию России.
  3. Платежная система банка “Северная Казна” – крупнейшая на тот момент в Свердловской области (по территории область сравнима с крупными западными государствами).
  4. Специфические для России “зарплатные” проекты. Среди наших клиентов были – крупнейшие предприятия добывающей промышленности (например, Лебединский ГОК – крупнейший горно-обогатительный комбинат в Восточной Европе).

Россия была одним из пионеров по внедрению платежных смарт-карт. Но все российские проекты создавались по своим собственным спецификациям, что заведомо исключало их межоперабельность. Поэтому мы все время внимательно следили за развитием международных тенденций в области стандартизации платежных смарт-карт. Выхода спецификаций EMV-96 был долгожданным событием. И мы решили создать принципиально новый проект на многофункциональной карте MPCOS-EMV- первый в России проект, в рамках которого должно быть реализовано локальное и международное платежное приложение. В качестве международного приложения мы выбрали VISA Easy Entry. В качестве базы локального приложения была выбрана, как вы уже догадались, технология SmartPay, которую мы серьезно доработали в соответствии со спецификациями EMV-96 и с учетом новейших требований к построению высокозащищенных платежных систем. Пилотный проект был запущен совместно с банком Российский Кредит летом 1998 года. Дальнейшему развитию проекта помешал кризис.

Спустя год у нас появилась возможность возобновить EMV-проект, но к этому моменту мы осознали, что он, скорее всего, был преждевременным. В 1998-2000 годах события развивались стремительным образом. Во-первых, успели уйти в прошлое и спецификации EMV, и спецификации Easy Entry. Во-вторых, стало очевидно, что международные платежные ассоциации так и не смогли договориться по единой технологии смарт-карт и разбежались по своим квартирам. В-третьих, принцип многофункциональности в его нынешней реализации оказался мифом (практически нет современных многофункциональных устройств, а те что есть, чрезвычайно дороги, отсутствует технология персонализации на одной карте приложений различных эмитентов и т.п.).
Вместе с тем, работа над проектом EMV дала нам большой теоретический и практический опыт, который мы используем в своей работе по дальнейшему совершенствованию системы SmaryPay.

qrcode_605x360

Постоянно совершенствуясь мы расширяем свой кругозор, и мы обнаружили, что опыт интегрированных терминальных решений актуален и для вертикальных рынков, в т.ч. для сетей АЗС. Как выяснилось, активность использования пластиковых карт на АЗС существенно выше, чем в сфере торговли. Причем речь идет не столько о банковских картах, сколько о топливных, бонусных и дисконтных картах. Зачастую для обслуживания этих карт на АЗС используются различные терминалы, а это усложняет как работу оператора, так и процедуры сверки транзакций между системами. Кроме того, особые требования по обслуживанию топливных карт в offline-режиме еще более усложняют терминальное решение по приему карт на АЗС. Поэтому востребованность портирования наших наработок для банковского сектора на топливный была очевидна.

Решения, которые мы предлагаем сегодня нашему рынку – это гибкая, масштабируемая система (от клубного проекта до многоэмитентной системы) с удобным инструментарием для реализации различных платежных программ (расчетная банковская карта, топливная карта, карта лояльности и др.)

ict220-magcardНа сегодняшний день мы обеспечиваем внедрение и поддержку комплексного терминального решения по приему на АЗС различных видов карт (в т.ч. с оригинальными апплетами для реализации топливных или ко-бренд программ) для специализированных операторов, предоставляющих комплексные услуги по процессингу пластиковых карт на рынке безналичного отпуска нефтепродуктов. Наша компания является партнером компании Igenico Group лидера по поставке терминального оборудования в России и за рубежом.

isc250-contactless-card-hdТерминальное решение предполагает подключение к соответствующей процессинговой системе: для больших проектов с централизованной отчетностью по топливным и банковским картам реализована интеграция с процессингом OpenWay, а для локальных проектов предлагаем оригинальные решения собственной разработки. Во взаимоотношениях с владельцем системы мы позиционируем себя как независимый технологический партнер, обеспечивающий технологическое сопровождение и технологическое развитие системы не участвующий в доходах от ее эксплуатации. Эта бизнес-модель оказалась востребованной рынком. Сегодня уже несколько тысяч АЗС оснащены нашими решениями, и их количество увеличивается с каждым днем.

NFC-betaling-1024x576С каждым днем становятся все более востребованными бесконтактные технологии. Данный режим позволяет увеличить скорость выполнения транзакций. Кроме того, он понятнее и удобнее владельцу карты. В контексте использования на АЗС существенным является еще один фактор – снижение износа оборудования. Именно поэтому наше решение для АЗС предусматривает поддержку технологий MasterCard PayPassTM, Visa PayWaveTM, EMV Contactless, NFC.
Помимо терминального решения для бесконтактных карт, мы предлагаем технологические решения по реализации топливной карты или карты лояльности в мобильном телефоне. Пока такие проекты носят больше имиджевый характер, но мы не сомневаемся в успехе подобного подхода.

Сегодня наша команда состоит из высококлассных специалистов, имеющих более чем 20-ти летний опыт разработки и внедрения продуктов на рынке безналичных платежей. Наша Компания это постоянно совершенствующийся, гибкий организм, отвечающий насущным запросам рынка. Сегодня нашими заказчиками являются крупнейшие операторы топливного рынка России, СНГ и стран Европы.


Еще из истории компании 1992-1995 гг.


Книги и публикации:

Книга Защита информации в персональных ЭВМ. Производственное издание

Защита информации в персональных ЭВМ. Производственное издание

Авторы: Спесивцев А.В., Вегнер В.А., Крутиков А.Ю., Серегин В.В., Сидоров В.А. М.: Издательство «Радио и связь», МП «Веста», 1993. – Серия «Библиотека системного программиста»

Книга Новые пластиковые деньги

Новые пластиковые деньги

Под ред. А.В.Спесивцева М.: Издательский дом “Банковское дело”, 1994.

Книга Аппаратура ПК и ее программирование. IBM PC/XT/AT и PC/2

Аппаратура ПК и ее программирование. IBM PC/XT/AT и PC/2

Вегнер В.А., Крутиков А.Ю., Серегин В.В., Сидоров В.А., Спесивцев А.В. М.: Издательство «Радио и связь», 1995. – Серия «Библиотека системного программиста» 

Книга Пластиковые карты

Пластиковые карты

Приложение 1, Решения для платежных систем на смарт-картах, Система безналичных расчетов SmartPay. Система ACCORD. 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательская группа “БДЦ-пресс”, 2002

Книга История банковских карт в России

ИСТОРИЯ банковских карт в России. Свидетельства очевидцев

Книга первая, Том 2, На пути к единому интероперабельному пространству. Автор А.В. Спесивцев. М.: АНО “Экономическая летопись”, Агенство финансовой информации “М3-Медиа” 2009.